Фобии невротического происхождения
Фобические расстройства представляются в виде основанной на периодическом повторении самовоспроизводящийся системы, высоко изоморфной в отношении «самопостроения» натуральных систем. На практике, самостроящаяся система подобного типа после своего возникновения больше не нуждается в реальных внешних стимулах для переодически повторяющегося воспроизведения своих реакций, поскольку выстраивает внутри самой себя фобическую перцептивно - реактивную систему.
Субъект, который создал подобную самостроящуюся систему, не испытывает особой нужды в конкретных ситуациях страха для того, чтобы продолжать развивать фобические реакции, поскольку он сам, посредствам своих умственных процессов, «выстраивает» подобные ситуации, которые тем не менее, воспринимаются им как возникающие из конкретной внешней действительности. После своего возникновения система взаимодействия между субъектом и действительностью, основанная на периодическом повторении, несмотря на свою дисфункциональность, имеет тенденцию к сохранению, то есть к поддержанию своего равновесия даже если со стороны подобное равновесие может казаться отсутствием равновесия.
Условием выхода из невротического состояния является осознание личностных качеств, создающий конфликтный или негативный смысл Я, а затем и внутреннее решение – каким быть дальше? При этом мотивации самоисследования , самопознания и самоизменения противостоит мотивации сопротивлениям изменениям Я, вытекающая из условной желательности невротического состояния. Мотивационный конфликт порождает амбивалентные чувства в адрес собственного Я, одна уже ясная вербализация которых – первый шаг на пути к самоизменениям.
Невротическое поведение имеет некоторые особенности. В частности невротик не в состоянии самостоятельно осуществить что-то необходимое лично ему, ему трудно присутствовать в настоящем, он избегает решений или ответственности за свои решения, перекладывая их на других. Ответственность не свойственная невротическому индивидууму, - это способность отвечать, ориентируясь на свои собственные чувства, реакции и потребности.
Дж. Нардонэ описывает схему взаимодействия между попытками решения и устойчивым существованием фобических расстройств: «человек, после того как он установил, согласно схеме Лаборита, последовательность действий, позволяющих ему снизить ощущение паники, проявляет тенденцию к ее повторению.
Вновь и вновь подобная повторяющаяся зафиксированная схема взаимодействий обуславливает ригидность действий: она становится своего рода автоматической организацией, подобной организации первого уровня по Лабориту.»
Другими словами, то, что первоначально является способом, разработанным с тем, чтобы избежать ощущения страха, после его утверждения и подкрепления опытом и социальными отношениями становится спонтанной и неконтролируемой реакцией: превращается в систему восприятия реальности и реакций на нее, ригидную и неподдающуюся изменению с помощью логического мышления.
Для того, чтобы разрушить ригидное дисфункциональное равновесие, задаваемое присущей субъекту перцептивно- реактивной системой, необходимо вмешательство, нацеленное на решение проблемы, описанной выше, способное привести человека к изменению его способа восприятия окружающей действительности, а следовательно – и его способа реакций на нее.
Эти характеристики терапевтического вмешательства должны быть следующими:
- способность к разрушению замкнутого круга гомеостатического взаимодействия между устойчивым существованием проблемы и предпринятыми попытками ее решения;
- способность к продуцированию конкретного опыта изменений в восприятии внушающей страх реальности и в реакциях на нее;
- способность обеспечить после происшедших изменений возможность восстановления собственных личных эмоциональных и поведенческих ресурсов и восстановление самооценки.